Вчера я был несказанно удивлен, увидев на входе в химкинскую «Икею» украинку, раздающую цветы посетителям. Настолько, что даже ее сфотографировал. Но оказалось, что Украина тут ни при чем.
Согласитесь, в прежние времена демонстрация украинской символики такого интереса не вызвала бы. Сегодня же, когда мы стали относиться друг к другу с недоверием, ходить в России в жовто-блакитной одежде, да еще с веночком на голове, довольно странно. Если не сказать, вызывающе.
Впрочем, кроме как у меня вряд ли у кого-то из покупателей возникли такие ассоциации. У меня, можно сказать, профессиональная деформация восприятия. Как, видимо, и у большинства тех, кто читает мой блог.
А всего-то шведский магазин попытался поднять людям настроение. Какое ему дело до Украины, где у него и магазинов-то нет? А в России — 14 в разных городах и весях, от Кубани до Сибири.
В последнее время интерес к Украине сохранился только у тех, кто внимательно следит за политическими событиями. По данным «Левада-центра», в декабре 2013 года делами нэньки интересовалась всего четверть россиян. Потом, по мере развития событий в Донбассе и в Крыму, доля любопытных поднялась до двух третей, потом опустилась до половины.
Но вот уже полтора года за событиями на Украине следит примерно треть населения. То есть, больше, чем до Майдана, но вдвое меньше, чем во время крымской весны и военных действий в Донецке и Луганске. Можно сказать, россияне имеют общее, без всяких подробностей мнение о соседях. И оно, надо сказать, не очень хорошее.
Вот какую динамику демонстрируют регулярные опросы «Левада-центра».
А это данные Киевского международного института социологии (взяты с сайта «Левада-центра»).
Как мы видим, отношение россиян к Украине резко ухудшилось после Майдана, а потом стало ровно негативным с тенденцией к ухудшению. Украинцы к России тоже стали относиться хуже, примерно в тот же период. Но начиная с 2015 года у них наметилась противоположная тенденция.
Что меня, признаться настораживает. Мне иногда кажется, что по мере разрастания социальных проблем в наших небратьях просыпаются братские чувства. Хотя может существовать и не такое циничное объяснение. Возможно, народ стал постепенно разочаровываться в плодах «революции гидности» и стал чаще вспоминать о домайданной жизни, когда с Россией были тесные экономические отношения.
В этой связи приведу одну новость, которую поначалу я воспринял как фейк, потому что мелькнула она лишь на одном ресурсе.
В интервью украинской радиостанции «Украинское радио. Первый канал» президент Украины Петр Порошенко сделал сенсационное заявление: «Народ России и Украины — это, без сомнения, единый славянский народ, который ни в коей мере не должен был воевать друг с другом. На сегодняшний день моя задача и цель состоят в том, чтобы устранить все разногласия между братскими народами, все исправить». По всей видимости, ведущий украинской радиостанции получил эмоциональный шок, так как после этих слов пошла рекламная заставка. Источник |
Но освоив социологию, я подумал: а вдруг это все же не фейк? Вдруг Петр Порошенко просто держит нос по ветру и присоединился к тем, кто пересмотрел свое мнение о России? Или, помотавшись по миру с протянутой рукой, решил, что зря обошел вниманием восточную соседку. Так ведь от братства и до русского мира договорится.
Или все еще проще: присматривает себе местечко в Ростове. Что вероятнее.
____________________
Отчет Левада-центра
Отчет Киевского международного института социологии не опубликован (есть только за февраль 2017 г.). По всей видимости, данные должны быть другими.
Journal information