Мем о либералах разоблачен русскими классиками еще в XIX веке | |
| Прекрасную подборку составил Сергей Шевченко с Forum.msk.ru. «XIX век был веком упущенных возможностей в социальном и экономическом развитии России, но это был век расцвета великой русской литературы, — пишет он. — Либеральные буржуазные идеи, попав на российскую почву в первый раз, уродливо трансформировались и поэтому многие русские писатели XIX века отрицательно относились к русскому либерализму. Писателям претила как игра в либерализм помещиков, так и ненависть части русских либералов-«западников» ко всему русскому». Нечего добавить. Просто читаем и удивляемся. Лично я удивляюсь тому, что знакомые мне вроде бы неглупые люди упрямо наступают на грабли сами и толкают на них всех остальных. |
А.С. Пушкин, 1831 г.: Ты просвещением свой разум осветил, Ты правды чистый лик увидел, И нежно чуждые народы возлюбил, И мудро свой возненавидел. Ты руки потирал от наших неудач, С лукавым смехом слушал вести, Когда полки бежали вскачь, И гибло знамя нашей чести. | |||
Ф.М. Достоевский | |||
| |||
Ф.И.Тютчев, 1867 г.: Напрасный труд — нет, их не вразумишь, Чем либеральней, тем они пошлее, Цивилизация — для них фетиш, Но недоступна им ее идея. Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы: В ее глазах вы будете всегда Не слуги просвещенья, а холопы. | |||
| |||
М.Е. Салтыков-Щедрин | |||
Ежели общество лишено свободы, то это значит, что оно живет без идеалов, без горения мысли, не имея ни основы для творчества, ни веры в предстоящие ему судьбы. Ежели общество сознает себя необеспеченным, то это налагает на него печать подавленности и делает равнодушным к собственной участи. Ежели общество лишено самодеятельности, то оно становится неспособным к устройству своих дел и даже мало-помалу утрачивает представление об отечестве. Вот как мыслил либерал, и, надо правду сказать, мыслил правильно. Он видел, что кругом него люди, словно отравленные мухи бродят, и говорил себе: «Это оттого, что они не сознают себя строителями своих судеб». Одним словом, либерал был твердо убежден, что лишь упомянутые три фактора могут дать обществу прочные устои и привести за собою все остальные блага, необходимые для развития общественности. Либерал не только благородно мыслил, но и рвался благое дело делать. И начал либерал «в пределах» орудовать: там урвет, тут урежет.... А сведущие люди глядят на него и не нарадуются. Однако, по мере того, как либеральная затея по возможности осуществлялась, сведущие люди догадывались, что даже и в этом виде идеалы либерала не розами пахнут. — Невмоготу нам твои идеалы! — говорили либералу сведущие люди, — не готовы мы, не выдержим! Таким образом, шли дни за днями, а за ними шло вперед и дело преуспеяния «применительно к подлости». Идеалов и в помине уж не было — одна мразь осталась. (Либерал, 1885 г.)
Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться. (Пропала совесть, 1869 г.) | |||
В.В. Розанов | |||
| |||
А.П. Чехов | |||
| |||
Подборка цитат Сергея Шевченко | |||
В какой-то момент мне стали казаться странными метания писателей и философов прошлого, вслед за которым металась и искала истину интеллигенция. XIX век — время, когда авторитетами становились не люди духа, а люди мысли — публика ждала сначала хлестких статей В.Г.Белинского, потом посредственных, но зато правдивых стихов Н.А.Некрасова, еще позже — откровений Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Лучшие умы, конечно, догадывались, что замена сердца мозгом (любви — рациональностью) неизбежно приведет к появлению ложных кумиров, а за ними — ложных целей. Свидетельство тому — выше приведенная подборка. Но в какой-то момент стало поздно — кумиры стали бороться за власть и мочить конкурентов. А под раздачу попали все, включая самих кумиров. Причем, последовательность событий не могла быть другой, ибо матрица революции не терпит изменений. То же самое происходит сейчас. Часть интеллигенции видит светлый путь, ведущий к всеобщему счастью. И я даже готов поверить в ее искренность. Но я знаю, чем это кончится, если пойти у нее на поводу. | |||
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА | |||
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() |
Journal information