Александр Борисов поехал в Донецк на три дня, но задержался на месяц. Вернувшись оттуда, подал заявление с просьбой вывести его из труппы спектакля «Русское варенье», написанного Людмилой Улицкой еще к столетию чеховского «Вишневого сада».
Я бы не сказал, что «Русское варенье», римейк знаменитой на весь мир пьесы, совсем уж не хороша. При других обстоятельствах ее можно было бы назвать всего лишь спорной.
Характеры героев не так новы, и в данном случае это совершенно оправданно. Например, Ростислав, роль которого, судя по возрасту и типажу, досталась Александру Борисову, не раз находил отражение в русской литературе. Это и Штольц в «Обломове», да и, собственно, Лопахин в «Вишневом саде». Предприимчивые дельцы во все времена шли вперед, безжалостно стряхивая с подошв своих дорогих туфель прах веков, в то время как мало готовые к переменам люди цеплялись за ушедшие в прошлое ценности и отжившие традиции.
Но в своем произведении А.П.Чехов призывал нас, зрителей и читателей, найти общественный консенсус. Что драматург считал невероятно важным на сломе эпох.
Людмила же Улицкая в своих оценках категорична: ей не жаль прошлого — оно состоит из сталинских репрессий, мнимых побед и псевдонаучных открытий. И даже чеховский Фирс, один из самых сильных символов «Вишневого сада», обмельчал в ее трактовке до обезумевшей кошки.
Совершенно непонятно, зачем в пьесу вставлен национальный подтекст: «Русский человек любит прикидываться дурачком, будучи на самом деле полным идиотом». Скорее всего, просто ради красного словца. Но ведь не могла не понимать автор, что такие забавные, с ее точки зрения, афоризмы неизбежно вызовут прилив животного антисемитизма в неокрепших умах и душах?
Впрочем, артист отказался играть в пьесе не из-за ее содержания. Как говорит он сам, причина — насыщенная неприятными и даже иногда странными высказываниями общественная жизнь Людмилы Улицкой. «Я подошел к заведующему и выразил свое желание выйти из актерской труппы спектакля. И, честно говоря, не думал, что эта история выльется в увольнение», — объяснил ситуацию Александр Борисов. В ответ ему предложили написать заявление об уходе из театра по собственному желанию.
Однако в этой поучительной истории, на мой взгляд, важна не столько пьеса, не ее автор и даже не строгое театральное начальство. У нас на глазах героем нашего времени становится Александр Борисов — человек, которого выбросили на улицу за его принципиальную позицию. Раньше этой привилегией обладали только либералы.
Гражданский протест против тех, кого мы, государственники, называем либералами — спонтанный и искренний, без всякого понукания из Кремля. Так было, например, со мной и, уверен, с сотнями других журналистов и блогеров, проявляющих небывалую активность буквально в последние пару лет. Мы вдруг поняли, что часть общества требует реинкарнации ельцинских «униженных девяностых». Причем, далеко не лучшая часть.
С декабря 2011-го мы просыпаемся и осознаем, откуда веет настоящей опасностью. Ибо зрелое гражданское общество вовсе не обязано отстаивать права лишь агрессивно-послушного меньшинства. Оказывается, права тех, кого кратно больше, тоже нуждаются в защите.
И постепенно мы объединяемся, смыкая ряды единомышленников. Потому что не хотим, чтобы наше прошлое было вырублено под корень — нам жаль старого «вишневого сада». И даже, честно говоря, забытой на дереве кошки.
Раз уж десятков миллионов фирсов Людмила Улицкая и ее почитатели не видят в упор.
____________________
Пьеса Людмилы Улицкой «Русское варенье»
Journal information