pavel_shipilin (pavel_shipilin) wrote,
pavel_shipilin
pavel_shipilin

Categories:

Деньги, таланты и поклонники

Почему Шендерович не возрождает «Куклы»

Рассказывая о разгоне НТВ, Виктор Шендерович почему-то не упоминает главную причину: Владимиру Гусинскому так и не удалось создать независимое телевидение

Виктор Шендерович: Эта подачка с лихвой уравновешивается для Путина его легитимизацией, в которой он чрезвычайно нуждается, особенно после мая этого года, потому что он-то точно знает, что он нелегитимен. Уж он-то точно знает, что его фамилия Лукашенко, уж он точно знает, что никаких выборов не было, что они были сфальсифицированы, что его легитимность находится ровно на уровне Лукашенко. И когда вокруг сидят Федотов, Масюк, Никитинский и еще 50 человек, из которых двадцать приличные, — все, вы видите, идет процесс, он прислушивается к интеллигенции. А потом он прислушается к мнению Уралвагонзавода. Но что поделать, он президент всей страны. Вы участвуете в разводке. Это моя позиция. Могу дать свидетельские показания, когда будет процесс, как он злоупотреблял должностью президента Российской Федерации. Но ни при каких других обстоятельствах встречаться с ним невозможно.


Персона Виктора Шендеровича, несомненно, представляет интерес — как концентрация леволиберальных взглядов. Его стерильный, тщательно озонированный разум порой выдает удивительные сентенции, после которых становится понятно, в какой момент сто лет назад законность уступила место революционной сознательности.

Виктор Шендерович:
Главное ощущение после этой встречи физически было очень тяжело. Где-то после примерно пятой его лжи в глазах… Когда я заговорил про сидевшего в ту пору в заложниках Антона Титова, финдиректора «МОСТа». Поскольку Гусинский уехал, Малашенко уехал, а Титов не уехал и ходил на допросы и давал показания, его арестовали. Он был заложником в чистом виде. Я с этого и начал.

Когда я сказал, что мы пришли, так как у нас заложник, давайте выпустим заложника. «Виктор Анатольевич, что же вы хотите, чтобы мы вернули «телефонное право»?» — сказал он мне и поглядел на меня голубыми глазами.

Я сказал: «Да, я хочу, чтобы вы на пять минут вернули «телефонное право», прямо при нас позвонили генеральному прокурору и спросили: а почему сидит человек?» Он так тонко улыбнулся. Юридически у него была беспроигрышная позиция. Каждый раз он разводил руками и говорил: «Ну, слушайте, я всего лишь президент», «спор хозяйствующих субъектов вы хотите, чтобы я вмешивался?», «я же не могу».

Конечно, любому интеллигентному человеку должно быть очевидно, что применять «телефонное право» можно и нужно. Вообще, если речь идет об очевидных для интеллигентного человека вещах, то прикрываться законом — нечестно. То есть, путинский аргумент — всего лишь иезуитское лукавство, которое Шендерович мгновенно раскусил. А теперь, спустя годы, сделал для себя более определенные выводы.


Виктор Шендерович:
Крокодил до 1999 года лежал, притворившись корягой. И ты не подозреваешь о его существовании. Потом, когда ты начинаешь подозревать о его существовании, уже поздно. Уже он выбросился, вцепился тебе в горло, он тебя уже ест, когда ты начинаешь подозревать о его существовании. Но к крокодилу особенных претензий нет: он продукт эволюции, он такой, какой есть, и странно его перевоспитывать. И он, главное, ничего, кроме коряги, из себя в жизни не изображает.

Странно, что Виктор Шендерович до сих пор ощущает на своем горле путинские зубы. Что он так и не понял, кто в действительности виноват в том, что жизнь целого журналистского коллектива пошла под откос. Этот человек — Владимир Гусинский. А вовсе не Владимир Путин.

Владимира Гусинского пытались сравнивать с Тедом Тернером, создателем CNN. Напомню, что «звездный час» американской телекомпании пришелся на «Бурю в пустыне» 1991 г. — первой акции усмирения Ирака. CNN поддержала собственного президента, несмотря на явную неоднозначность вторжения в суверенную страну, и рассказывала о военной операции по крайней мере нейтрально.

НТВ рассказывала о второй — «путинской» — войне в Чечне, мягко говоря, иначе. Тед Тернер проявил себя, на мой взгляд, более дальновидно.

Есть и еще одно отличие: американец создавал CNN за собственные деньги. «Телекомпания CNN была основана 1 июня 1980 г. бизнесменом Тедом Тернером, уверенным в том, что у кабельной новостной службы большая потенциальная аудитория и что проект в ближайшем будущем начнет приносить прибыль. Однако в первый год существования CNN приносила Тернеру только убытки. Станция теряла более $2 млн ежемесячно, и спустя год банки, финансировавшие создание CNN, потребовали от Тернера погасить долги и закрыть канал. По словам самого медиамагната, он не бросил канал только из-за собственного идеализма. Тернер убедил банки продлить срок кредитов, правда, при этом ставки по ним были повышены с 9% до 18% годовых», — пишет Sostav.Ru.

Владимир же Гусинский взял кредит у Газпрома и не сумел его отдать. Хозяин НТВ должен был найти компромисс или с кредитором, или с исполнительной властью, или гордо вернуть деньги. Медиамагнат не сделал ни одного, ни другого, ни третьего.

Тем не менее, о нем независимые журналисты почему-то вспоминают не только тепло, но, я бы сказал, с тайным обожанием.

Поздравительные адреса Владимиру Гусинскому 6 октября 2012 г.

Виктор Шендерович: В день твоего шестидесятилетия мы, твои братья по борьбе, горячо приветствуем тебя, гениального менеджера, бесстрашного сторонника либерализма, неутомимого собирателя маржи, отважного борца с «шестым протоколом»!

В далекие девяностые, после смерти великого Гостелерадио, ты вместе с соратниками заново создавал и крепил частоту для вещания на бескрайних просторах нашей неисторической Родины.

Твой гениальный мозг и деньги, появившиеся благодаря бессмертному учению Маркса в процессе первоначального накопления капитала, позволили в короткое время обеспечить невиданный в истории рывок рейтинга.

Тысячи простых журналистов вывел ты на широкую дорогу благосостояния. Резко повысив престиж телевизионного руководства, ты сплотил вокруг себя стальное руководящее ядро, которое, не в силах остановиться, продолжало руководить уже твоим уничтожением, перейдя на государственные каналы.

Марина Королева: Кто-то будет отмечать 7 октября 60-летие Путина, кто-то 6 октября отмечает 60-летие Гусинского... а я лучше скажу про Свету Сорокину, которая оказалась когда-то аккурат меж молотом и наковальней.

Вот приехали мы за 250 верст от Нижнего Новгорода, в село Болдино — и что? Десять лет прошло, как нет никакого прежнего НТВ (а значит, и Светы на экране нет) — а ее помнят! Помнят и любят. И узнают везде, и радуются, как своей. Как будто она по-прежнему разговаривает в телевизоре в каждом доме.

И, как сказал Дм.Л.Быков, сидя за столом с болдинской картошечкой и груздями, Путина за одно то только можно не любить, что он не дал развернуться настоящей русской Опре Уинфри. Настоящему, от природы, дару телезвезды.

Сергей Пархоменко: Гусинский создал огромное количество очень важных, масштабных и сильных вещей, которых до него просто не было, а без него в принципе не могло бы быть. И эти вещи он создавал заново, с нуля, на голом месте, иногда просто из воздуха, а чаще из колоссальных усилий — его собственных и тех людей, которых он вокруг своих замыслов собирал и связывал воедино.

Вот газеты «Сегодня» не было — вообще, совсем не было, — а потом Гусинский ее создал.

НТВ не было — совершенно никакого — а потом Гусинский его создал. Не то НТВ, на которое мы с брезгливым отвращением глядим сегодня, а совсем другое — которое хладнокровно разрушили в 2001 году.

Журнала «Итоги» не было — и не намечалось ничего подобного, — а потом Гусинский его создал. Не ту пустую шкурку от журнала, которая валяется по киоскам многие годы, а то полнокровное и захватывающее медийное явление, которое погубили в 2001 году, но которое тысячи людей до сих пор помнят и берегут в своей душе.

Медиа-Мост никто не мог себе представить в такой мощи и блеске, а потом Гусинский сделал его крупнейшей медиакорпорацией страны.

Проще всего объяснять репрессиями непрофессионализм или легкомыслие менеджмента. На самом деле, тогда ведь все уперлось в деньги. Трудно ждать понимания от кредитора, если за его счет ты его же и размазываешь. Сказать, что Владимир Гусинский создал независимое телевидение, можно лишь с большой натяжкой. Оно было абсолютно зависимым от Газпрома.

Однако сейчас, во времена интернета, нет никаких проблем возродить те же «Куклы». Если коллектив этой программы был таким талантливым, а сама программа настолько востребованной, то найти инвесторов не составит труда. Можно даже весь телеканал заново возродить — кто может помешать? Вещать можно, прикрывшись, например, доменом .com или .tv — туда вообще кровавая гебня не дотянется.

С грозным российским президентом можно легко договориться. А можно вообще не договариваться, если создаешь медийный продукт на собственные средства.

Юрий Кобаладзе: Знаете, что Путин сказал о Лесневской, чей New Times мочит его со страшной силой? Когда ему доложили, он спросил: «Откуда у нее деньги?» Ему отвечают: «Деньги свои». — «Значит, имеет право».

Возрождения НТВ — того, настоящего, блистательного, с точки зрения тех, кто там трудился, почему-то не происходит. Талантливые оппозиционные журналисты предпочитают либо работать в других странах, либо едко выводить власть на чистую воду на митингах, в журналах и на «Эхе Москвы». И с тоской вспоминать былые дни.

Лучшие в их жизни.


ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА

01 01 66
19 20 21
28 29 30
04 03 09
07 06 08
Tags: Виктор Шендерович, Путин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal