pavel_shipilin (pavel_shipilin) wrote,
pavel_shipilin
pavel_shipilin

Category:

О миссионерстве, Николае Японском и скандале в Томской епархии

Максим Степаненко священником не был


Максима Степаненко можно назвать ортодоксом. Однако свою статью он переписал, а скандальный вариант — удалил.
«Томский священник Максим Степаненко лишился должности за высказывание о матерях-одиночках», — сообщает радио «Маяк». И тем самым вводит читателей своего сайта в заблуждение. Потому что Максим Степаненко священником не был.
«Епархиальным советом был подробно рассмотрен вопрос работы миссионерского отдела. Члены Совета высказали единодушное мнение о недопустимости в делах миссии грубости и бестактности, оскорбления человеческого достоинства и о желательности руководства этим отделом человека, облеченного священным саном», — сообщает Томская епархия РПЦ. Ранее на ее сайте было сказано следующее: «Хотя при написании своей публикации М.В. Степаненко, видимо, исходил из побуждений привлечь внимание общественности к проблеме неполных семей, однако ее тон и большая часть содержания неприемлемы. Для христианина недопустимо оскорбление людей, тем более матерей, какие бы ошибки или проступки они не совершали».

Миссионерство в Русской православной церкви — дело новое, отделы появились, если мне не изменяет память, только в 90-х. До того миссионерствовать не разрешали, а еще раньше — не было нужды. И только после появления на телеэкранах заезжих пастырей стало понятно: надо защищаться. И защищать свои принципы.

Однако по-настоящему миссионерской деятельностью, несмотря на повсеместное появление специализированных отделов, сегодня занимается лишь о.Андрей Кураев. Смело бросается в дискуссии, не боится осваивать интернет, читает «Гарри Поттера» и находит в нем православный подтекст. Словом, говорит с оппонентами на одном языке, которым должен владеть настоящий миссионер. Чем продолжает традиции святителя Николая, основателя Японской православной церкви.

Архиепископ

Николай Японский

(в миру —

Иван Дмитриевич Касаткин,

1 [13] августа 1836 г., Смоленская губерния, Россия 3 [16] февраля 1912, Токио, Япония)

В Японию о.Николай приехал в 1860 году и стал настоятелем церкви при недавно открытом русском консульстве в городе Хакодатэ. Перед тем как проповедовать, семь лет учил японский язык. Его первым новообращенным стал самурай Такума Савабе (1835—1913 гг.). Он собирался убить священника: «Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю», — с таких слов самурая началось знакомство архимандрита с будущим ревностным православным христианином.

К 1870 году православная община насчитывала свыше четырех тысяч человек, а к 1912 году — около 33 тысяч и 266 православных общин. Численность других христианских конфессий, даже вместе взятых, была куда меньше.

Тяжелым испытанием для о.Николая стала русско-японская война. Вот что писала газета «Нихон»: «Православная церковь является злостным местом, откуда сыплются проклятия на голову Японии и где молятся о ее поражении. Она всегда была центральным агентством шпионов, состоящих на русской службе. Японцам ненавистен купол русского собора, который, возвышаясь над всем городом, как бы шлет презрение самому императорскому дворцу, ненавистен храмовый колокол, который каждое воскресное утро своим гвалтом докучает мирному сну жителей».

На соборе 1903 года епископ вынужден был отвечать на чрезвычайно волновавший прихожан вопрос, должны ли они участвовать в войне против России. Он нашел нужные слова: православные японцы должны выполнить свой долг перед своей родиной вместе со всем народом. В случае начала войны они должны будут относиться к России как к неприятелю, но «воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество».

Групповая фотография участников Всеяпонского Православного Собора 1882 г. В центре сидит святой равноапостольный Николай Японский.

Когда война началась, во все приходы японской православной церкви было разослано «Окружное письмо» святителя, в котором епископ благословлял японских христиан исполнить свой долг верноподданных, но напоминал: «Кому придется идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь — не из ненависти к врагу, но из любви к вашим соотчичам. Любовь к отечеству есть святое чувство. Но кроме земного отечества у нас есть еще отечество небесное».

От служения на период войны о.Николай отказался. «Доселе я молился за процветание и мир Японской империи, — объяснял он ученикам мотивы своего решения. — Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я как русский подданный не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране». Святитель прекратил всяческую переписку с Россией и всецело посвятил себя работе над переводами Священных книг.

Он был невероятно популярен в недоверчивой к иностранцам Японии. Русские путешественники того времени не раз отмечали, что имя «Николай» в Японии стало почти нарицательным. И православный храм назывался «Николай», и место миссии — «Николай», даже само православие именовалось «Николай». Когда он умер, в соборе Воскресения Христова (Николай-до) началось отпевание, совершавшееся, главным образом, по-японски. Среди прочих венков выделялся венок от императора Японии — этой чести иностранцы удостаивались исключительно редко. По некоторым оценкам, проводить святителя в последний путь пришли сто тысяч человек — столько японцев считали себя православными. Только благодаря незаурядной личности Николая Японского.

Архиепископ Сендайский Серафим (слева) и Митрополит Токийский и всея Японии Даниил (справа) во время службы в честь 100-летия со дня кончины святителя Николая Японского

.

Сегодня Православная церковь Японии насчитывает около 30 тысяч прихожан. Это по-прежнему самая многочисленная христианская конфессия в Стране восходящего солнца. В работе Поместного собора РПЦ 2009 года, на котором избирался новый патриарх Московский и Всея Руси, принимали участие девять делегатов от Японии: Даниил, митрополит Токийский и всей Японии (Нуширо Икио), священник Димитрий Танака, священнослужитель кафедрального Воскресенского собора (Николай-до) в Токио, иеромонах Герасим (Шевцов), настоятель монашеской общины при кафедральном соборе в Токио, Николай Оджима, председатель приходского совета кафедрального Воскресенского собора в Токио, Серафим, архиепископ Сендайский (Цудзиэ Нобору), иерей Климент Кодама, настоятель Благовещенского собора Сендая, Николай Ямада, председатель приходского совета кафедрального Благовещенского собора в Сендае, иерей Иоанн Оно, настоятель Благовещенского кафедрального собора в Киото, Михаил Сато, член финансовой комиссии Киотосской епархии.

— К сожалению, большинство молодых людей сегодня легкомысленны. Даже мои дети не ходят в храм. Такая жизнь сегодня: работа, работа, работа. Все время съедает работа. Но когда выйдут на пенсию, обязательно придут, — уверен 86-летний прихожанин церкви Вознесения Христова в Хакодате дедушка Исидор. Он принял православие в 1945 году, сразу после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Собор Воскресения Христова в Токио (Николай-до).

Первосвятительский визит в Японию в прошлом году. Местные священнослужители встречают Святейшего Патриарха Кирилла.

Посещение кафедрального собора Сендайской епархии. Святейшего Патриарха Кирилла встречают хлебом-солью две японские девушки-христианки.

В Японии прихожане — как правило, православные христиане в четвертом — пятом поколении.

Число православных в России за последние четверть века увеличилось с 19 до 68 процентов. Число не считающих себя верующим, наоборот, уменьшилось с 75-ти до 19-ти. Но Левада-центр отслеживает не только общую арифметику — количество причащающихся утроилось и составляет сегодня внушительные 22 процента. Правда, речь идет о тех, кто подходит к Чаше раз в год и реже. Тем не менее, прогресс есть.

Однако я не связываю эту положительную тенденцию с профессионализмом миссионеров РПЦ. Максим Степаненко, несмотря на экзальтированность, возможно, и прав, но это правота неофита, начитавшегося книг, которому вдруг открылась Истина. Опытные священники знают не понаслышке, что жизнь куда сложнее, одним махом отсекать людей от церкви нельзя. «Мою оригинальную статью попросили удалить, комментарии в СМИ не давать, подчиняюсь по послушанию», — немножко обидчиво пишет пониженный в должности Максим Степаненко. Чувствуется, человек все же остался при своем мнении.

Возможно, для Церкви достаточно иметь одного о.Андрея Кураева — дьякона Всея Руси. Во всяком случае, от его трудов пользы, по-моему, куда больше, чем от штатных миссионеров.

Еще о Церкви

МАНИФЕСТ СТАНИСЛАВА БЕЛКОВСКОГО Политолог предложил ликвидировать РПЦ

УНИАТСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩУЮ ИСТОРИЮ Как православные русские люди стали католиками

РАСКОЛЬНИКИ ИЗ ВАТИКАНА История филиокве

ДУША И КОНСТИТУЦИЯ Стоит ли упоминать православие в Основном законе
КОСМОС И ВЕРА (ВИДЕО) Гагарин бога не видел, но его присутствие чувствовал

СКОЛЬКО В ЕВРОПЕ КАТОЛИКОВ И ПРАВОСЛАВНЫХ Арифметический подсчет

ЧИТАЙ—СЛУШАЙ—ВЕРЬ—НЕНАВИДЬ Атака на Церковь и другие ветви власти

ОТЕЦ ИЛИЙ, духовник Патриарха Кирилла

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА
Tags: Церковь
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments