Другое дело — строительство автобанов в европейской части России.
Сегодня мы имеем только одну законченную приличную дорогу, напоминающую немецкий автобан, — трассу М-4 «Дон» (впрочем, сам я по ней ездил, когда она еще строилась, так что поправьте, если ошибаюсь). Еще одна строится — автобан Москва — Санкт-Петербург. Сдать обещают в 2018 году, хотя отдельные участки откроются, скорее всего, раньше.
Согласно Википедии, автомагистраль — это дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Предназначена для движения транспортных средств с высокой скоростью, проезжие части для каждого направления движения разделены барьером или другим строительно-техническим образом и имеют не менее двух полос для движения в каждом направлении, а также часто широкую обочину для остановки автомобилей в непредвиденных случаях. Съезды и выезды на автомагистрали оборудованы полосами торможения и разгона.
Есть у автомагистралей еще одна особенность: они не заходят в населенные пункты, а имеют только съезды к ним. Именно поэтому новая дорога Москва — Питер, план которой изображен на схеме выше, выглядит странно, поскольку «втыкается» в МКАД (сейчас в этом месте идет бурное строительство четырехуровневой развязки). Существует отдельный проект строительства ЦКАД — Центральной кольцевой автодороги вокруг столицы. Но о том, что дорога, соединяющая автомагистраль Москва — Питер (подходит с северо-запада) и, например, М-4 «Дон» (начинается на юге), должна быть сдана по крайней мере одновременно с новой автострадой, говорится не очень активно. Значит, при подъезде к Москве будут скапливаться пробки, пропускная способность трассы будет падать, а трафик на МКАД останется напряженным.
АВТОБАН НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
По мнению эксперта Никиты Масленникова, наши мечты о заработке на перевозках с Дальнего Востока остались в далеком прошлом. «Сегодня наши дороги вовсе не так привлекательны с географической точки зрения, как казалось раньше. Больше никому не нужно гонять грузы от Владивостока до Бреста. Компаниям выгоднее располагать свои производства ближе к рынкам сбыта. В результате пути перемещения грузов становятся все более короткими», — считает ученый.
Он отдает должное политическому решению XIX века о строительстве Транссиба, однако напоминает о низкой пропускной способности железной дороги. «Слабым местом магистрали всегда являлась ее низкая пропускная способность. Именно это стало одной из причин поражения в русско-японской войне: через Транссиб можно было провести только три воинских эшелона в сутки. До сих пор проблема модернизации этой дороги, повышения ее пропускной способности, скорости и безопасности транспортировки полностью не решена», — пишет Н.Масленников. Новый «Великий шелковый путь» пройдет из Юго-Восточной Азии через Китай, Казахстан, Россию и Белоруссию. У него куда больше перспектив, чем у нашего автобана с Дальнего Востока.
Однако политическое значение такой дороги сложно переоценить. Римская империя потому и была управляемой, что первым делом строила дороги к завоеванным территориям. Другое дело, какой должна быть трасса через сибирскую тайгу в Приморье. Если не ставить перед нею амбициозных задач как перед «Великим транзитным путем», выглядеть она должна скромно.
Американцы давно построили дорогу на Аляску. Начинается она красиво — на асфальте лежит разметка, блестят катафотами разделительные ограждения. Но по мере продвижения на север полотно становится все менее привлекательным и в конце концов приобретает такой вид:
Да простят меня сибиряки и дальневосточники, но, пожалуй, только такая трасса может и должна идти по диким степям Забайкалья в Приморье. И то, возможно, не в ближайшее время — слишком дорого. А в ближайшее время нужно потратить гигантские деньги на обустройство Европейской части России и Урала.
АВТОБАНЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СТРАНЫ
Я нарисовал схему автобанов, которые, с моей точки зрения, должны быть построены просто немедленно. Их значение не менее велико, чем прокладка новых трубопроводов по дну морей — именно новые качественные дороги способны дать мощный импульс нашей экономике, оживить жизнь в малых и средних городах, не говоря о миллионниках.
В общей сложности нам катастрофически не хватает около 10 тыс. километров автобанов.
Протяженность автомагистралей в разных странах:
- Германия — 13 тыс. километров
- Италия — 6,4 тыс. километров
- Франция — 11,4 тыс. километров
- Великобритания — 3,2
- США — 76 тыс. километров
- Китай — 97 тыс. километров, из которых треть построена за последние три года
ИТОГИ ПРОШЛОГО ГОДА: ТРУБОПРОВОДЫ НА ЗАПАД И ВОСТОК Сибирская нефть вышла к Тихому океану
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА
Journal information