Отчасти я согласен. Например, гранты на бесплатное обучение молодежи — граждан бывших республик СССР в наших вузах должны быть настолько массовыми, насколько хватает денег. Но это пожалуй, единственная область, где мы не дорабатываем. Остальные причины нашего слишком вроде бы пассивного участия в жизни белорусов и украинцев, на мой взгляд, объективны.
И вот почему.
В странах, расположенных поблизости от сверхдержав, вообще сильно предубеждение против региональных гегемонов. Все мы знаем об американофобии Южной Америки. И НКО Соединенных Штатов, как ни стараются, изменить настроение местного населения не могут. Куба, Венесуэла, Никарагуа — это только самые яркие примеры.
Недавно директор Института Дальнего Востока Алексей Маслов рассказал в эфире Вести ФМ о синофобии стран юго-восточной Азии. Оказывается, в Индонезии китайцев время от времени режут. Их там где-то десять процентов, но точнее сказать сложно — люди настолько боятся репрессий, что большинство давно поменяли имена и фамилии на индонезийские.
Недоверие, граничащая с ненавистью, так сильны, что страна недавно даже отказалась от крупных инвестиций Поднебесной. Сказали: не надо, обойдемся.
В Малайзии, на Филиппинах, во Вьетнаме — то же самое. Вообще во всех странах АСЕАН, организации, которая и создана была, чтобы противостоять китайской экспансии.
А у России, наоборот, гораздо больше возможностей нарастить свое присутствие и в Южной Америке, и в юго-восточной Азии. Недавно, например, Филиппины отказались участвовать в традиционных совместных ежегодных военно-морских учениях с США — поняли, что их готовят на убой в войне с Китаем. А к нам, наоборот, здесь весьма расположены — вчера Родриго Дутерте заявил: он так верит российской науке, что собирается испытать нашу вакцину от коронавируса на себе.
Я вовсе не призываю отказаться вообще работать со странами, входящими в нашу зону влияния. Я лишь намекаю, что дело это гораздо сложнее и тоньше, чем кажется на первый взгляд. Во всяком случае, ни США, ни КНР пока не удалось расположить к себе своих соседей.
Американцев, по-моему, вообще любят только в странах Восточной Европы с их наивно-восторженным населением.
Journal information