Встреча Владимира Путина с Майком Помпео была не так интересна — она как бы завершала подробные переговоры глав внешнеполитических ведомств, где, наоборот, обсуждались важные детали, на которых намерены остановиться на будущем саммите два президента. Я бы ее назвал встречей вежливости. Судя по пресс-конференции, министерская встреча оказалась куда более насыщенной.
Сергей Лавров был убедителен и беспощаден. Получите, партнеры:
● Россия предлагала США опубликовать информацию об обмене сообщениями между Москвой и Вашингтоном по предотвращению киберинцидентов, США отказались.
● США не готовы переподтвердить договоренность между Москвой и Вашингтоном о невмешательстве в дела друг друга. Эта договоренность была достигнута в 1933 году, причем, по инициативе Вашингтона.
● Майку Помпео передан неофициальный меморандум с доказательствами вмешательства США во внутренние дела России.
● Угрозы в адрес президента Венесуэлы Николаса Мадуро со стороны США и лидера оппозиции Хуана Гуаидо ничего общего с демократией не имеют. «Мы помним, как в 2003 году Джордж Буш-младший на борту авианосца объявил об установлении демократии в Ираке. Мы помним, как в 2011 году было объявлено, что лидер Ливии Мауммар Каддафи свергнут, и в Ливии воцарилась демократия. Я думаю, не надо мне более подробно останавливаться на том, как сейчас демократия ощущает себя в Ираке, Ливии и в ряде других мест, где подобного рода попытки свержения режимов имели место и ни к чему хорошему не привели».
Во вступительной речи Майк Помпео не скрывал, что не любит Николаса Мадуро. Но не признался и в любви к Хуану Гуайдо, что, на мой взгляд, даже важнее. А отвечая на вопрос о Венесуэле, неожиданно (по крайней мере, для меня) заявил: «Мы хотим, чтобы ни одна страна не вмешивалась в дела Венесуэлы, мы хотим, чтобы венесуэльский народ получил свою демократию, чтобы народ Венесуэлы сам выбрал своего руководителя, будет то господин Мадуро или кто-либо другой».
Забавно, что корреспондент Fox News, задавший вопрос, довольно прямолинейно подсказывал ему ответ: «Почему российское правительство продолжает поддерживать Мадуро, хотя все демократические страны в Латинской Америке признали господина Гуайдо настоящим лидером этой страны?» Но у Майка Помпео так и не повернулся язык назвать своего протеже по имени. Не хочет госсекретарь напоминать мировому сообществу о фатальной ошибке Соединенных Штатов.
По-моему, Вашингтон после последней неудачной попытки госпереворота поменял свои планы. И тем самым подставил южноамериканские и европейские столицы, поспешившие признать Хуана Гуайдо президентом. Теперь все те, кто послушно подчинился приказу США, выглядят как-то двусмысленно. Зря поверили гегемону на слово, не хватает ему сил навести порядок в своем подбрюшье.
Разумеется, гегемон имеет право на ошибку. На одну. Но когда их несколько — Крым, Сирия, Венесуэла, Северная Корея, Иран, то невольно возникают сомнения в могуществе сияющего града на холме.
Так что в в следующий раз вассалы будут гораздо осторожнее поддерживать Вашингтон в его начинаниях. Вне зависимости от того, чем кончится дело в Венесуэле. Подозреваю, теперь в Европе задаются тревожным вопросом: а может, они уже и не вассалы?
Journal information